Воробьиный Камень

Старый Уфалейский хребет, тянущийся на многие километры, богат разнообразными небольшими группами скал. Некоторые из них совсем небольшие, и прячутся в лесах. В то время, когда я активно путешествовал по окрестностям Дегтярска, я очень часто встречал в лесах безымянные гранитные выходы. Некоторые скалы возвышаются над верхушками сосен, образуют живописные группы, и люди дают им названия. А вот с именами этих скал есть некоторая неразбериха - в тех лесах есть аж три места, где в названии фигурируют воробьи, и четких указаний, где какие - нет.

Ближе всего к Дегтярску находится, вроде бы, скала Воробей, дальше, после Дыроватого Камня, идет Воробьиный Камень, а еще дальше должно быть Дегтярские Воробьи. Откуда пошли все эти названия - непонятно. Правда, самая дальняя скала, Дегтярские Воробьи, может похвастаться каменной фигурой, сильно напоминающей голову и клюв воробья. А вот как остальные связаны с этими птичками - мне узнать так и не удалось, ни местные старожилы, ни интернет никакой информации не дали.

В тех местах расположены угодья охотничьих хозяйств, водятся всякие зайцы-лоси, тетерева и глухари. Недалеко от Воробьиных скал есть большое поле, оставшееся на месте вырубок, и туда ведет грунтовая дорога. А кое-где вырубки уже частично засажены елочками. Гора Воробьиный Камень является геоморфологическим памятником природы и охраняется государством. С каждой из этих скал открывается хороший вид на березовые и сосновые леса. Единственная проблема для туриста там - отсутствие пригодной для питья воды. Те ручьи, которые питают речки Вязовка, Медвежка и Кислянка, берут начало в болотах, поэтому в них вода темная и не слишком чистая.

Начало рассказа читайте на странице «Дыроватый Камень»

Осень на Воробьином Камне

Утром я проснулся часов в семь, поворочался немного, снова подремал... Глаза чувствовали, что еще не светло, так что вставать решил попозже. Потом чувствую - уже рассвело, но открытого солнца не заметно, наверное, оно пока было за горой. Около восьми часов я выбрался наружу - было прохладно, на небе ходили облачка, и солнце пока не показалось. Я сделал зарядку и позавтракал теплым чаем и бутербродами. Термос я заваривал ровно сутки назад, но термос хороший, тепло держит долго. Прохладным утром приятно согреть организм ароматным чайком. Потом потихоньку стал собирать палатку. А вокруг была красота - светло, белые березы с желтыми листьями, высится рядом стена скалы...

Денис тоже собрал вещи и захотел разжечь костер, чтобы подогреть кашу, но поскольку еще, видимо, не проснулся, сделал большую глупость. Пошел он искать дровишки для костра. Под ногами валялась куча сухих длинных палок и поваленных деревьев - любую бери! Но он почему-то принялся пилить живое дерево. Я его остановил, но поздновато, заметил не сразу, так что не знаю, выживет ли деревце. Толщиной оно было с руку, и распилено почти до половины. Настроение у меня было подпорчено, я не знал, как помочь деревцу и исправить ситуацию. Чувствовал отчего-то свою вину - ведь это я привел в лес этого горе-туриста...

Облака на синем небе приняли вид полупрозрачной дымки, и быстро бежали под ветерком. За ночь я отдохнул и чувствовал себя получше. Собрав вещи, я еще раз влез на вершину скалы, чтобы сфотографировать виды в утреннем освещении. Пытался уговорить и Дениса пойти со мной, но он вбил себе в голову, что подъем очень трудный и ему не по силам, и отказался. Пошел на другую вершинку, пониже, а жаль.

Пейзаж сегодня был ярче, всякие зубцы скал были видны яснее. Отчетливо виделась изломанная линия горизонта в районе горы Шунут. Горки и холмики, покрытые лесом, тянулись бесконечно. Сверху лес виделся покрывалом с яркими золотыми пятнами берез в обрамлении темной зелени сосен. Краснояр блестел бликами стекол домов, видны были поля у бывшей деревни Кислянка, вышка сотовой связи в Дегтярске...

Посидел я немного на горе, сделал заготовки для панорамных снимков, чтобы дома все это сшить в фотошопе. Ведь обычный снимок не передает всю широту, которую видит глаз человека, на фотографии всего лишь небольшой кусочек этой картины. Уходить не хотелось, пожить бы здесь денек, погреться на солнышке, насладиться тишиной и красками осени... Но мы решили идти дальше, на Воробьиные скалы, так что пришлось спускаться и двигаться в путь.

По навигатору до Воробьиного Камня было около километра, и в ту сторону шла лесная дорога, довольно приличная. Идти было удобно, так, пару грязных участков обошли по лесу, и все. В одной из луж по пути я помыл руки. Солнце припекало, светлый березовый лес поднимал настроение, по опавшей листве шагалось мягко. Воздух радовал ароматом сухой листвы и трав. Периодически доносился со щебеночного карьера грохот, немного похожий на гром, сегодня прямо с утра начало греметь, видимо, какие-то работы ведутся. По дороге попалась прибитая между деревьев перекладина, а на ней картонная табличка с загадочной надписью: "Проезд в место отстоя лосей запрещен. Егерь Сабиров С.Х." Что это за место, где лоси отстаиваются, нам было непонятно.

Метров за двести сквозь березы мы увидели каменные нагромождения Воробьиных скал, и вскоре были уже у их подножия. Там я решил перекусить, открыл рюкзак, и тут обнаружил, что нигде нет моих очков. Я вспомнил, что положил их рядом с рюкзаком, да и забыл на прежней стоянке, у Дыроватого. Пришлось оставить Дениса с вещами, и пойти обратно за очками, благо, идти всего километра полтора.

Вернулся я к Дыроватому Камню, забрал очки, да еще сделал фотографии скал с обратной стороны от нашей стоянки, там как раз освещение было хорошее. Еще поднялся к отверстию, заглянул в него на нашу полянку. Что интересно, из дырки постоянно дул сильный ветер.

К Денису я возвратился через час, он уже волноваться начал. Пришел к выводу, что очки я вообще зря взял - и поцарапал в автобусе, и ходить за ними пришлось. С ними неудобно - то их на голове несешь, то к рюкзаку прицепишь. Обойдусь в следующий раз без очков, не в пустыне хожу. Да и выбирать натуру для фото они мешают, надо все время приподнимать, чтобы объективно оценить освещение. Когда на велосипеде, тогда да, они нужны, а тут обуза только.

Выпил я чайку, закусил бананом, быстро обошел скалы, разыскивая силуэт воробья, в честь которого скалы и назвали Воробьиными, но что-то не нашел ничего похожего. Может быть, это на других скалах, которые Дегтярские Воробьи называются. До них всего полкилометра по навигатору. Вот мы туда и пошли.

Они тоже оказались достаточно интересными, со всякими башенками и фигурами. Денис пошел фотографировать скалы, а я решил сначала пообедать. Достал завернутую в фольгу курицу с картошкой и луком, но кусок курицы был таким большим, что мне хватило на два раза, тем более что я старался много не есть, потому что на полный желудок рюкзак тащить тяжело.

Подкрепившись, я отправился с фотоаппаратом искать воробьиный клюв. Обошел скалу вокруг, сделал фотографии с разных точек, и с вершины в том числе. В основном делал фото для панорам, чтобы показать всю эту удивительную ширь. И вот, уже в самом конце, я увидел силуэт воробья - просто настоящая воробьиная голова - с клювом, глазом, очень похоже! Я, конечно, снял это, а потом меня Денис сфотографировал на свой фотоаппарат.

Время поджимало, надо было выходить в направлении Дегтярска. А нам так хотелось остаться в лесу подольше - солнце пригревало, стояла умиротворяющая тишина, мух-комаров нет, воздух свежий, наполненный осенними ароматами, все это располагало посидеть на вершине скалы, помечтать... Но раз уж решили возвращаться сегодня, надо было двигать.

Когда пошли уже в обратный путь, участок дороги был намного хуже, чем на Дыроватый Камень. Сначала путь шел резко вниз, и, поначалу сухая, с понижением лесная дорога покрывалась все большим количеством луж. А когда лес кончился, и мы вышли в поля, началось просто болото с колеями. Приходилось постоянно лавировать между грязью и лужами, стараясь нигде не задерживаться, потому что под ногами сразу выступала вода. К тому же с травы в кроссовки все время падали иголки, палочки, и всякие колючки, неприятно натирая ноги изнутри. А в одном месте я наступил в воду левой ногой, и один кроссовок теперь был влажный.

Но вот поле кончилось, и мы вышли сначала на земляную дорогу, а затем и на грунтовку, идти стало повеселее. Лужи стало возможно обходить, и земля перестала быть топкой. Под ногами уже была мелкая щебенка, так что наша скорость стала повыше. Мы дошли до поворота, где вчера видели дым. Там остановились, сняли рюкзаки, помыли ноги в большой луже, а то они уже устали и было им жарко. Потом пожевали цукатов, и пошли дальше по прямой дороге, километра три. В конце нас еще ждал подъем.

В одном месте набрали воды из речушки с желтоватой водой, пить я ее пока не стал, просто на всякий случай прихватил, если уж совсем жажда замучит. На подъеме на нашу удачу солнце уже скрылось за верхушками деревьев, и не припекало, а то нам было бы еще тяжелее пыхтеть. По нашим прогнозам на последний восьмичасовой автобус из Дегтярска мы должны были успеть.

Мы дошли до поворота дороги направо, свернули, и там до карьера осталось по прямой примерно километр триста метров. Здесь я еще не ходил. В одном месте увидели табличку "Проход запрещен. Идут взрывные работы". Метров через двести еще одна, такая же. И уже стали слышны звуки работы дробилки. Через короткое время за деревьями показался отвал - огромная куча камней, выше верхушек деревьев. Сразу подумалось, какой же глубины яму там вырыли, а ведь большую часть камней еще и увозят. Мы взяли в руки палки, на всякий случай, вдруг собаки там охраняют.

У карьера мы увидели, что метрах в десяти от дороги стоят какие-то сеялки-веялки, конвейеры, и по ним идет дробленый камень, попутно проходя сортировку. А шлак едет по конвейеру, падает прямо на землю, в кучу, и рассыпает вокруг себя плотные клубы белой пыли, и ветер нес их прямо на дорогу. Мы решили быстро пройти эти облака, но когда прошли, оказались все покрыты этим белым налетом, который никак не стряхивался. Да, и деревья у карьера тоже все были белые, как зимой. Елки как будто инеем покрыты. Видели, как выезжает с карьера "Камаз" со щебнем, закатывается на весы, и едет дальше. Неподалеку от карьера стояли несколько легковых машин.

Дорога, по которой мы шли, стала шире, так как по ней ездят большегрузные машины. Вела она к Дегтярску. Мы остановились на повороте немного перекусить. Я с некоторым трудом доел кусок курицы, слишком большой для меня, запил его водой из болотной речки. На вкус она была вполне сносной. Солнце почти село, стало прохладно. Ноги у меня устали, особенно подошвы, в кроссовки уже куча мусора насыпалась. Но я надеялся, что дойду, ведь осталось всего пять с половиной километров. А до отправления автобуса еще час сорок.

Затем наша дорога соединилась с дорогой на Крылатовский карьер, на ней повсюду валялись камни, выпавшие из машин, они мешали идти. Впереди показалось нечто в облаке пыли, когда оно приблизилось, мы увидели, что это БЕЛаз, не самый большой, но все равно внушительный. Кабина была маленькой по сравнению с габаритами кузова. Пыли он поднял дикое количество, нам пришлось отойти на самый край дороги и закрыть глаза и рот.

Дорога незаметно перешла в улицу Дегтярска. Начались домики окраины. Нас глухим басом лениво облаял громадный сторожевой пес. На небе показались нежные розовые облачка. Когда вдали на пригорке стали видны пятиэтажки, решили мы сделать еще небольшой привал, отдохнуть. Уже темнело, начинали зажигаться огоньки в домах. На полянке, рядом с которой мы сидели, паслись корова, бычок и козочка, которые уже хотели домой, и подавали голоса в нашу сторону, как бы обращаясь за помощью. На эти мольбы вышла из дома женщина, отвязала сначала корову, потом козу, которая вприпрыжку побежала домой, а потом и бычка увела. Полянка опустела. После привала встал я с трудом - спина болела, поясница.

Мы шли в темноте по тропинке вдоль дороги к остановке автобуса. По пути хотели еще в магазине купить воды, напиться. Надеялись, что в автобусе будут места. Перешли по мостику речку Вязовку, вытекающую из городского пруда. Рядом сидели две девочки-подростка. Одна из них, увидев Дениса с рюкзаком в темноте, со страху ойкнула и присела. А потом спросила меня изумленно - Вы что, в поход ходили? Я ответил утвердительно, на что она выпучила глаза и сказа подруге "Ни фига себе!" Было смешно.

Зайдя в магазин, я подумал, что часть продуктов можно было и здесь купить, хотя выбор меньше, чем в Екатеринбурге, но цены выше не намного. Одна тетушка, увидев наши рюкзаки, стала спрашивать, откуда мы, и что это за большие мешки у нас на спине. Я удивился немного, ответил, что это рюкзак. Тут она спросила - а зачем он нужен, да такой большой? Я объяснил, что если ночуешь в лесу, то он нужен для палатки, еды, и других вещей. Женщина сердобольно посоветовала нам не таскать рюкзаки на себе, а взять тележку. Мы посмеялись, видно, что тетя в лес не ходит, а она все охала и ахала, жалея нас, несчастных...

Денис купил сок, я - минералку, мы сели на лавочку ждать автобус. Я сделал несколько снимков торгового центра "Калинин-парк", который построили через дорогу от старого магазина. Но пока мы сидели, все несколько человек, появившиеся на темной улице, зашли в старые магазины, совершенно игнорируя этот новый. Может, конечно, там продуктов нет, а только промтовары...

Наконец, подошел автобус, где, кроме нас, сидело всего человек пять. Так что наши опасения, что не хватит места, не оправдались. Отдали мы водителю по сто рублей, и поехали домой. Здесь с нас за багаж ничего не взяли. По пути подсели еще несколько людей, и мы быстро доехали до Екатеринбурга. На вокзале я попрощался с Денисом, и пошел на метро.

Пока шел к дому, опять появилась мысль, почему мы не остались еще на один день, тогда не пришлось бы так напрягаться, отдохнули бы нормально... Это было похоже на ошибку во время похода на Старик-Камень с тем же Денисом. Там тоже надо было идти с двумя ночевками, а не убиваться в два дня по двадцать километров. Тогда и время было бы и на фото, и на отдых, и на спокойное прохождение дороги.

Ну, радовало хотя бы то, что погода нам благоприятствовала, подарив такие теплые дни в конце сезона. Да и программу нашу мы выполнили, посетили все, что планировали, фотографии сделал красивые. А усталость пройдет, останутся только хорошие воспоминания.

Размышления по поводу названия скал...

Я поразмышлял, поговорил с другими туристами, и пришел к выводу, что Воробьиные скалы и скалы Дегтярские Воробьи на картах перепутаны.

Скорее всего, те скалы, где я увидел каменного воробья, правильнее называть Воробьиные, а те, которые были посередине - Дегтярские Воробьи, они и к Дегтярску ближе, и по размерам меньше. На карте они между Воробьиными и Дыроватым.

Если у Вас есть какие-либо гипотезы на эту тему, или сведения, пишите, ссылка внизу.

Карта окрестностей горы Воробьиный Камень

Фотографии Воробьиного Камня и Дегтярских Воробьев

Дегтярские Воробьи (предположительно)
Отвесный западный склон
Вид на Мариинск
Воробьиные скалы (предположительно)
А это и есть воробьиный клюв